Природа
не очень любит прямые линии. На покатушках они вам встретятся редко.
Куда как чаще приходится поворачивать, заворачивать, извиваться как
угорь. Хорошо пройденный поворот вставляет лучше, чем стопка водки - об
этом говорят многие байкеры. Предлагаем вашему вниманию небольшой
мастеркласс, который и поможет овладеть вам этой нехитрой в общем-то
премудростью. Американские исследователи из Массачусетского
технологического института обнаружили, что поворот на скорости
открывает в организме шлюзы для гормонов удовольствия (эндорфины и
энкефалины). Разве это сообщение способно кого-нибудь удивить? Мы,
байкеры, давно это знаем. Войти на хорошей скорости в поворот,
повернуть направо, налево, еще раз налево, и так до тех пор, пока
эндорфин широкой струёй не потечет в кровь. Но умеем ли мы
поворачивать? Быстрые повороты на скорости, повороты под острым углом
или по плавной кривой - каждый из них требует специальной техники: чтобы
не потерять скорость, остаться на траектории, и, самое главное, не
полететь кубарем в какой-нибудь овраг. Техника поворотов - это своего
рода магия. В этом есть свои плюсы: каждый может с небольшими затратами
усилий почувствовать себя маленьким Давидом Коперфильдом, так как эта
техника изучается достаточно быстро. И, вообще, что может быть лучше -
на большой скорости подойти к повороту, нервно положить пальцы на
тормозные ручки, внутренне сжаться, но пройти поворот легко, по плавной
правильной кривой и ни разу не затормозив!
Глаз-радар "Впередсмотрящая"
техника езды - главный секрет искусного райдера. Нашему мозгу требуется
время, чтобы набросать план дальнейшего движения. То есть нужно просто
успеть подготовиться к повороту. Вывод: контроль и расслабленность. Ваш
взгляд должен работать как радар - немного рассеяно скользить по трассе
и окрестностям, вбирая в себя мельчайшие подробности. Только так можно
поймать великое просветление "У" - войти в почти медитативное состояние
и ощущать байк как часть своего тела, а коварная трасса будет для вас
как родной дом. Ученые называют это "управлением головой". Если же взгляд приклеится к переднему колесу, то вас ожидает в скором времени восхитительный полет в кусты.
Проверка кривой Перед
вами появляется поворот. Что будет дальше - решится в ближайшие
секунды. Сканирующий взгляд направить на конец кривой, глаза оценивают
расстояние и масштаб и заботятся о правильном управлении. Затем взгляд
перепрыгивает немного назад и оценивает местность прямо перед рулем -
корни, камни, ямы. Далее никаких забот - ваш организм сам позаботится о
том, чтобы сообщить все куда надо.
Идеальная линия Для
поворота должно быть достаточно места. Чем больше радиус поворота, тем
больше места вам останется для его завершения. Если вы зашли слишком
близко к внутреннему краю поворота, то закончить его придется, скользя
по гравию. Лучше ехать по большему радиусу, даже если речь идет только
о нескольких сантиметрах. Вы должны быстро выбирать. Разумеется,
поверхность трассы играет в выборе траектории важную роль.
Положение рук в повороте Внутренняя
рука давит на руль, внешняя - подтягивает его. Плечи находятся
параллельно рулю, чтобы положить байк на правильную траекторию.
Простейший контроль - вы на верном пути, если внешняя рука сгибается в
локте, а внутренняя, наоборот, напряжена и выпрямлена.
Пятая точка Четыре
точки опоры для контроля байка: две - руки на руле, две - ноги на
педалях. Однако, есть пятая точка (но не та, о которой вы подумали) -
внутренняя сторона бедра внутренней по отношению к повороту ноги
контролирует байк (слегка касается седла или рамы). В повороте вы
можете очень четко контролировать поведение байка по давлению в этой
точке. Например, вы сразу почувствуете, если заднее колесо начнет
уходить в занос. Есть небольшое подготовительное упражнение - покачайте
байк во время езды из стороны в сторону, почувствуйте, в каком
положении рама или седло касаются внутренней стороны бедра. Держите
тело при этом как можно спокойнее и вытягивайте ноги.
Наклон - только полет может быть лучше Чем
быстрее скорость в повороте, чем он круче, тем больше центробежная
сила. Лекарство против нее только одно - наклониться во внутрь
поворота. Для начала, конечно, нужно доверять своей резине. Одно
отличие от мотоцикла - вы должны надавливать на байк. Тело немного
выпрямлено. Опять же внутренняя рука выпрямлена, внешняя согнута. В
этой позиции сопротивление центробежной силе наилучшее. Если резина
все-таки соскальзывает, попытайтесь ногами выровнять байк.
Прохождение поворота стоя на педалях Упражнения
на песке с нарисованной кривой помогут отработать технику поворота.
Здесь можно не бояться разбить в кровь колени при падении.
С воодушевлением в поворот
Нарисованная
на песке кривая помогает отрабатывать поворот. Если не получается, не
отчаивайтесь, выложите контур кривой камнями - это поможет
сконцентрироваться. Пробуйте несколько разных траекторий: немного по
внешнему, немного по внутреннему радиусу, оценивайте возможности
маневрирования. Ехать нужно в нейтральной основной позиции. Последние
метры перед входом в поворот подправьте скорость (притормозите, если
нужно) и сфокусируйте зрение на конце предполагаемой кривой.
Автоматически вы должны наклониться, так как это в данном случае
необходимо, и слегка вывернуть руль. Успешен поворот тогда, когда след
от шин максимально близок к нарисованной кривой. Во время поворота
стойте на педалях, не вращая их. Есть два варианта положения ног на
педалях - горизонтальное и вертикальное. С горизонтальным положением
ног проще удерживать равновесие. Ноги должны быть слегка подпружинены -
они пружинят в данном случае лучше, чем любые подвески. Если вы
недовольны проделанным поворотом, повторите его. Мысленная подготовка
очень помогает и не только в этом упражнении. Мысленно пройдите поворот
и, когда вы будете проходить его в действительности, это вам поможет.
Не забывайте про сенсор на бедре (пятая точка). В верхней точке
поворота давление на бедро рамы или седла должно быть максимальным, так
как в этой точке максимальна центробежная сила, а, следовательно, и
наклон байка.
Спортивная техника Тот,
кто действительно хочет проходить повороты в спортивном стиле, должен
научиться проходить их с вертикально расположенными шатунами. Это
позволяет достигать наилучших траекторий. Почему? Перераспределяется
вес и увеличивается давление на грунт. Это преимущество достигается
только ценой потери пространства для маневра. При попытках
скорректировать кривую или при проблемах с балансом, вам будет сложно
что-либо сделать. Если вы не уверены в себе. то пройдите поворот с
горизонтальным положением шатунов. Повторяйте, пока не начнете
проходить его с закрытыми глазами, и только после этого пробуйте более
продвинутый вариант - вертикальное положение. Именно это - конечная
цель упражнения, которую не следует терять из вида. Одно исключение
- узкие тропинки с резкими сменами направления. Здесь может быть
слишком мало места и времени, чтобы успеть сменить положение шатунов.
Поэтому в таких случаях рекомендуем горизонтальное положение.
Маленький секрет Вы
когда-нибудь пытались использовать для управление байком балансирование
положением коленей? Нет? Так попробуйте. Пустая парковочная площадка -
отличное место для упражнений. Езжайте расслабленно прямо и перемещайте
одно или два колена налево или направо. Чудеса - вы начинаете вдруг
поворачивать. Тоже самое и при поворотах. Необходимо немного надавить
внешним коленом на верхнюю трубу байка, а внутреннее - использовать для
поддержания баланса. Чтобы увеличит импульс для поворота, можно
выворачивать бедро внутрь кривой. Тело также немного поворачивается и
передает импульс на байк.
Повороты с контруклоном Идеальные
условия для поворота достигаются тогда, когда грунт наклонен внутрь
поворота и угол между байком и грунтом составляет 90 градусов. Такие
кривые попадаются в основном на специально подготовленных трассах,
например, трассы параллельного слалома или суперкросса. Но и на природе
попадаются подходящие элементы трассы. Например, чем плох поворот по
глубокой колее или следу трактора? Идеальные условия для тренировки -
трасса ВМХ. Прохождение таких поворотов на скорости доставляет
немыслимое удовольствие.
Высший пилотаж - крутые повороты Итак
- самое серьезное, Крутые повороты, или, не побоюсь этого слова, -
виражи. Это - высший пилотаж. Тут можно понять, кто из вас хозяин - ты
или твой байк. Движение должно быть похоже на движение в обычном
повороте, но все должно быть активнее и мощнее. Нет места страху и
ошибкам - кто испугается или ошибется - тот упадет. Здесь начинает
играть роль психологический момент. Также: уже далеко от виража
приспособьтесь, измените нужным образом скорость, приготовьтесь к
наклону, прислоните к байку бедро внутренней ноги - это добавит
устойчивости. Центр тяжести - посреди над байком. Важно: торможение в
повороте делает движение угловатым, возрастает возможность потери
баланса. Лучше не трогайте тормоза или обращайтесь с ними аналогично
тому, как это делают автомобилисты, а точнее притормозите до входа в
поворот.
Так не следует делать
1.
Вы можете ехать сидя по сложной местности, однако это ухудшает реакцию.
Байк господствует над вами, а не наоборот. Тем более, что через седло
могут передаваться очень жесткие удары на тело (речь идет, разумеется о
хардтейле, а не о двухподвесе).
2. Слишком сильно отклоняться
назад означает давать максимальное давление на заднее колесо и никакого
на переднее. Переднее колесо при этом может потерять траекторию. В
худшем случае вы просто вылетите из поворота. Итак, вес нужно держать
над кареточным узлом, только так вы сможете точно управлять байком.
3.
Слишком быстро - и вы соскальзываете с трассы. У всякого наклона есть
предел, а центробежная сила тем выше, чем выше скорость. См. рисунок -
в крайнем случае, можно опереться ногой о землю, но лучше будет пройти
поворот более плавно.
На всякий случай Вы
поворачиваете под острым углом и замечаете, что слишком узко и вам не
проскочить. Затормозить и сесть на раму между седлом и рулевой колонкой
- не лучший выход. Можно и через руль перелететь за счет перегрузки. В
гористой местности это очень опасно. Лучше перенесите вес на заднюю
педаль, плавно затормозите и опустите на землю другую ногу. Затем вы
останетесь стоять на месте, а ваш байк в худшем случае улетит
куда-нибудь в кусты, но в полном одиночестве. Он вас простит - он
железный.