В идеале, от катящегося байка должен раздаваться
только легкий, почти не слышный шелест цепи, шум покрышек, и на
холостом ходу звук фрихаба (трещетки). Остальные звуки, происходящие НЕ
во время переключения передач, являются посторонними.
Щелчки, потрескивание
По сути дела щелчки - хроническая проблема у тех,
кто много катается по грязным дорогам. Щелчки могут раздаваться из
самых разнообразных мест, могут звучать в разной тональности, но
причина их в 99% случаев одна - попадание песчинок в зажимные
соединения. Однако стоит помнить, что в оставшемся 1% щелчки могут
раздаваться в результате образования трещин в металле.
В качестве смазки для таких соединений используются липкие консистентные смазки (pedros syn grease - очень хорошо).
Руль скрипит в зажиме выноса. Попал песок под зажим
выноса. Нужно снять руль, очистить посадочные места, смазать и собрать
обратно.
Вынос скрипит на рулевой трубе вилки. Довольно редкий случай, метод устранения тот же, что и выше.
Седло. Очень редко пощелкивает рамка седла в зажиме подседельного штыря - лечится очисткой без смазывания.
Подседельный штырь. Один из наиболее часто щелкающих
узлов. Причина - попадание песка между подседельным штырем и
подседельной трубой рамы. Проверить можно - с усилием покачав седло
вперед-назад. Лечится очисткой (не забывайте протереть, трубу рамы
внутри) и смазкой.
Зажим подседельного штыря. На самом деле не
определишь, что точно щелкает - штырь или зажим, поэтому протереть и
смазать надо весь узел.
Каретка. Каретка начинает щелкать только в одном
случае - когда внутри исчезла смазка и шарики начали превращаться в
кубики. Проверка - при холостом вращении каретки слышен сухой
металлический шелест. Лечится заменой каретки.
Шатуны. Не менее редкая чем подседельный штырь
проблема. Диагностика: на ходу поставить шатуны горизонтально, встать
на них, сесть на седло, прокрутить шатуны на 180° и снова встать (можно
слегка присесть, чтобы сильнее нагрузить шатуны) - если во время
вставания или стояния раздается щелчок (щелчки) - снимать шатнуы,
очищать посадочные места, смазывать и ставить обратно. Если возможности
снять и очистить шатуны нет - иногда помогает небольшая подтяжка
болтов, крепящих шатуны.
Бонки или заклепки на системе. Звук периодический,
происходит в момент увеличения нагрузки на педаль. Если у вас съемные
звезды на системе - значит надо их снять, очистить бонки и посадочные
места, смазать и закрутить обратно. Если же звезды сидят на заклепках,
радикально лечится только заменой всей системы, а частично - заливанием
самих заклепок жидкой смазкой/промывкой типа WD-40.
Цепь. Периодический редкий звук. Редко, но цепь
щелкает в том случае, когда готова порваться, то есть одна щечка уже
слезла с пина - вот там-то и щелкает. Лечится выкидыванием испорченного
звена и сборкой цепи.
Педали. Педали, как и каретка начинают щелкать
только в одном случае - когда внутри исчезла смазка и шарики начали
превращаться в кубики. Проверка - при холостом вращении педали слышен
сухой металлический шелест. Лечится переборкой, иногда заменой.
Корона или горилла у вилки. Обычно потрескивает при
торможениях. Если корона или горилла на болтах - разобрать, очистить и
собрать обратно, в случае продолжения пощелкивания - тащить в
мастерскую, скорее всего где-то ударили вилку и что-то придется менять.
Если корона или горилла без болтов - вилку точно стукнули и погнули
слегка, соотв. тащить в мастерскую.
Элементы подвески у двухподвесов. Может пощелкивать крепеж амортера, соответственно снять, очистить, смазать и собрать обратно.
Скрип, посвистывание
Скрип может являться как серией щелчков (тогда см
выше), так и самостоятельным звуком (типа пенопластом по стеклу).
Причина в 99% случаев - отсутствие смазки в трущемся узле. В оставшемся
1% - излом металла или пластика.
Цепь. Свист высокой тональности и постоянный,
происходит во время вращения педалей. Наиболее частый источник свиста и
скрипа, лечится очисткой и смазкой (смазка для цепей, ессно).
Ролики заднего дерайлера. Периодические
посвистывания высокой тональности во время вращения педалей. Тоже
частенько скрипят. Лечится переборкой, и смазыванием консистентной
смазкой с графитовой составляющей.
Пыльники на втулках. Редко, но бывает. Периодические
повистывания, без вращения педалей. Лечится смазыванием жидкой смазкой
с графитовой составляющей.
Седло. Скрип обычно появляется, когда рамка седла
перестает плотно сидеть в каркасе седла, (проверить легко - несильно
покачайте седло во все стороны, должен чувствоваться небольшой люфт)
иногда помогает смазывание, иногда помогает заливка герметиком или
фиксатором резьбовых соединений, но радикально - только замена седла.
Более редкий случай - часть сидушки трется о рамку, такое бывает на
хорошо поюзаных седлах с "уставшим" пластиком, лечится заменой седла.
Тормоза ободные. Скрип происходит при торможении. Лечится перенастройкой колодок.
Тормоза дисковые. Проблема скрипа заключается в
поганом качестве колодок, но производители упорно утверждают, что это
лечится протиркой диска спиртом. Впрочем, этот метод работает.
Элементы подвески у двухподвесов. В зависимости от типа шарниров подвески лечится переборкой и смазкой или только смазкой.
Скрежет
Для уточнения характера возьмем пример - звуки происходящие при переключении передачи спереди.
Передний дерайлер. Вообще-то, если все компоненты
привода подобраны и настроены правильно, при этом стоит не слишком
юзаная цепь - при любых передачах скрежета быть не должно. Даже при 3-1
или 1-9 (передачи с предельным перекосом цепи). Однако, в этом же
случае, но с хорошо поюзаной цепью, на перекошенных передачах она будет
тереться о рамку дерайлера. Соответственно, здесь лечение - замена
цепи. Также может быть виноват люфт в каретке (замена), либо гнутые
звезды системы (замена, либо попробовать отстучать).
Если же компоненты подбирались НЕ в соответствии с рекомендациями
производителей, причин может быть неограниченное количество, но в любом
случае все упрется в ограничение использования перекошенных передач и
настройку переднего дерайлера.
Каретка тоже способна издавать скрежет, но в таком
случае она будет в почти заклиненном состоянии, ибо шарики уже давно
превратились в кубики, пирамидки и прочие геометрические фигурки.
Лечится заменой.
Ширканье
Ширканье - периодический, тихий шипящий звук
Тормоза ободные. У вас восьмерка на ободе, либо
битая боковина у обода. По-хорошему, надо ее выправить, но если такой
возможности нет, то просто развести немного колодки. Также может
задевать покрышка о колодку, в случае некорректной настройки или
сильного "яйца".
Тормоза дисковые. У вас погнут диск. Надо его выпрямить (отстучать или погнуть в обратную сторону).
Покрышка задевает за раму или штанину вилки. Бывает
в случае серьезной восьмерки - обязательно нужно исправить, т.к.
покрышка способна пропилить раму.
Удары
В штатных ситуация стучать может только задний дерайлер об раму, а также цепь об раму.
Задний дерайлер. Притянуть его к раме рукой и посмотреть куда он бъет. Подклеить в это место кусок резины.
Цепь. Она хронически бъется о нижнее перо рамы. Либо
сверху, либо снизу. Лечится обматыванием пера чем-нить мягким, например
отбойником Lizard skins или подобным. Можно и просто изолентой.
Покрышка задевает за раму или штанину вилки. Бывает
в случае серьезной восьмерки - обязательно нужно исправить, т.к.
покрышка способна пропилить раму.
В заключение
здесь не рассматриваются ситуации, вызванные
поломками и фатальными неисправностями, а также глупые ситуации, типа
трущегося крыла о покрышку.
автор: Toxa, 2003
Источник: http://www.realbiker.ru/