Среда, 18.10.2017, 09:33

Черновицкий Велоклуб
Приветствую Вас Гость | RSS |
Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта
Категории раздела
Познавательные статьи о велосипеде [3]
Техника катания [18]
Выбор велосипеда [5]
Оборудование и аксессуары [10]
Эксплуатация и обслуживание [9]
Начинающим [6]
Здоровье [5]
Разное [37]
Последние сообщения Форума
  • поломки после приобретения
    (16.02.2017, 06:18) [Richardbup]

  • Закрытие сезона на Буковели
    (15.02.2017, 23:12) [Geraldpayox]

  • super-p-force отзывы
    (15.02.2017, 22:42) [EdwardSouLk]

  • Размер рамы
    (14.02.2017, 20:01) [GeorgeBioff]

  • выбираем байк
    (14.02.2017, 16:07) [FrankTix]

  • Пропозиція по проекту "Захистимо наших дітей від негативу"
    (14.02.2017, 13:02) [Billydup]

  • Добавление картинок
    (14.02.2017, 09:46) [FrankTix]

  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 38

    Погода в Черновцах


    Курс доллара


    Поиск
    Архив записей
    Главная » 2009 » Июнь » 11 » Велосипедные цепи
    Велосипедные цепи
    12:20

    Велосипедные цепи

    Андрей Григорьев

    С момента появления велосипеда прошло не так много времени, но уже около ста лет его конструкция не претерпевает каких-либо кардинальных изменений. Какие же решения оказались столь долговечными? Пожалуй, тремя революционными шагами в развитии велосипедного дела стали: цепной привод, пневматическая шина и ромбовидная рама.

    С появлением на велосипеде цепи от педалей к колесу, стало возможным уменьшить размер колес с полутора метров до 600-700 мм, что, в свою очередь, привело к повышению безопасности езды, а также к повышению скорости движения. Почему же был выбран именно цепной привод, а не, скажем, ременной, шестеренный или карданный? Цепной привод достаточно прочен, обладает высокой жесткостью и малыми механическими потерями. К тому же, используя цепной привод, можно легко организовать достаточно простую и, главное, легкую многоступенчатую передачу.

    Но у цепного привода есть и минусы: относительно высокая скорость износа и необходимость в частой чистке и смазке. Системы с внешними переключателями передач плохо защищены от поломок: загнать в спицы задний переключатель передач и сломать его или его кронштейн проще простого.

    Количество передач и конструкция цепи

    В велосипедах сейчас используются только однорядные роликовые цепи с шагом 1/2 дюйма, т. е. 12.7 мм. Первые велосипеды имели одну передачу, многие современные – многоскоростные. Какая же разница между теми и другими? Надо сразу отметить, что с точки зрения типа применяемой цепи, велосипеды с планетарными втулками можно отнести к односкоростным: в цепной части привода присутствует по одной ведущей и ведомой звезде.

    На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач устанавливают 1-3 ведущие звезды и 4-10 ведомых. Но использование большого количества звезд ведет к тому, что на многих передачах цепь идет не ровно, а с перекосом, то есть ведущие и ведомые звезды расположены не в одной плоскости, а в параллельных, но с некоторым смещением. И чем смещение больше, тем сильнее изнашиваются цепь и звезды, поэтому большинство производителей рекомендует не использовать, по возможности, передачи с большим перекосом цепи. Особенно сочетания звезд "большая-большая" и "маленькая-маленькая".

    Как же была решена проблема минимизации влияния перекоса при работе цепи? В старых велосипедных цепях соединение между соседними звеньями состояло из штифта, соединяющего звенья цепи, цилиндрического стакана, скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходил штифт, и ролика, находящегося поверх стакана. Новые цепи отличаются отсутствием стакана, роль которого выполняют загнутые внутрь вокруг отверстий края внутренних щечек. Они имеют несколько скругленную поверхность, что позволяет цепи лучше изгибаться в поперечном направлении. Это способствует лучшему переключению передач и работе цепи с перекосом. Кроме того, масло может легче проникать внутрь для смазки штифта. У цепей на 9-10 передач поперечная гибкость увеличена относительно цепей на 5-8 передач – большие перекосы им менее страшны.

    Размеры цепи

    Одно из самых важных различий между цепями, не всегда видимое на первый взгляд, но весьма существенное, это ширина цепи. Интуитивно понятно, что чем больше звезд мы хотим поставить на заднюю втулку велосипеда, тем шире придется делать втулку, ведь сильно сужать "зонт" спиц нельзя, иначе колесо потеряет поперечную жесткость, а значит, и прочность. Но очень широкой втулку тоже не стоит делать по соображениям прочности самой втулки и ее оси. Поэтому, с увеличением количества передач, производители стали уменьшать расстояния между звездами кассеты и толщину самих звезд. Соответственно, чем больше звездочек размещено на кассете, тем уже должна быть используемая цепь. Ниже приведена приблизительная ширина цепей по головкам заклепок в зависимости от количества звезд в кассете. Хотя, она может немного различаться у разных производителей и разных типов цепей одного производителя.

    Ширина велосипедной цепи в зависимости от количества звезд в кассете
    Количество звезд в кассете Приблизительная ширина цепи, мм
    1 8.7 – 11.0
    4-5 8.7
    6 7.8
    7 7.3
    8 7.05 – Shimano, SRAM
    7.10 – Shimano
    9 6.6 – Shimano
    10 6.12 – Campagnolo
    6.20 – KMC
    5.85 – Shimano

    О взаимозаменяемости цепей, рассчитанных на разное количество передач, кратко можно сказать следующее. Цепи, рассчитанные на 10 передач, можно ставить только на соответствующий привод. Более того, цепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд несовместимы! Десятискоростные цепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами. Цепи на 9 передач рассчитаны только на кассеты с 9 звездами. Цепи на 8 передач работают с кассетами на 8 и 7 звезд и, возможно, на кассетах на меньшее количество звезд, кроме односкоростных. Цепи на 7 передач – на кассетах на 7 звезд и ниже, кроме односкоростных. Далее – все аналогично. А вот поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество передач на кассету с большим количеством звезд нельзя – щирокие цепи просто не пролезают между звездами.

    Цепи для многоскоростных велосипедов обычно не различаются по типу: на горных, гибридных и шоссейных велосипедах используются совершенно одинаковые цепи. Правда, у SRAM есть две цепи с индексом "R" – специально для шоссейных велосипедов. Основное их отличие – боковые пластины и соединительные штифты (пины) с облегчающими отверстиями. Но ресурс одних и тех же цепей на горном и шоссейном велосипедах обычно существенно различается. Заметному снижению срока службы цепи на горном велосипеде способствует явно большая загрязненность и работа при больших нагрузках – на меньших по размеру звездах натяжение цепи выше при прочих равных.

    Производители цепей

    На данный момент наиболее известными производителями велосипедных цепей являются такие компании как Shimano, SRAM, KMC, Campagnolo. Иногда, встречаются и другие производители, например, Taya, Rohloff, Point, Wippermann, Mavic и множество малоизвестных. Но наиболее распространенной в России стала продукция первых трех компаний. Что же есть общего, а что различно в многоскоростных цепях этих производителей? Цепи производства Shimano, SRAM и KMC полностью взаимозаменяемы, в том случае, если они рассчитаны на работу с кассетами с одинаковым числом звезд.

    Правда, Shimano заявляют о том, что с их звездами цепи других производителей не совместимы, но это, впрочем, не имеет под собой никаких оснований. SRAM и KMC пишут о полной взаимозаменяемости своих цепей с цепями Shimano кроме случаев, оговоренных особо. Глядя на то, как производители велосипедов смешивают все эти компоненты без сколько-нибудь заметного ущерба для качества работы, можно утверждать, что они действительно взаимозаменяемы (это не относится к десятискоростным цепям Campagnolo и Shimano – см. выше).

    Установка цепей

    Shimano connection pins

    Цепи разных производителей различаются по типу соединения. Цепи Shimano не имеют соединительного звена совсем. При установке такой цепи на велосипед необходим специальный инструмент – выжимка, при помощи которой один из соединительных штифтов (заклепок, пинов, как их еще называют) запрессовывается на свое место или выпрессовывается при снятии. Со всеми новыми цепями Shimano, продаваемых в коробках, идет пара специальных соединительных штифтов (reinforced pin), которые имеют направляющий носик, облегчающий установку штифта на место. После установки, этот носик обламывается. Для цепей рассчитанных на 8, 9 и 10 звезд соединительные пины различаются: штифты черного цвета предназначены для цепей на 8 звезд (IG и HG), серебристого – на 9 (Super narrow HG), а более короткие серебристые с канавкой на кончике носика – на 10 (Super narrow HG). Многие велосипедисты считают, что лучше пользоваться стандартными штифтами, выжимаемыми из цепи при укорачивании ее до необходимой длины, чтобы гарантированно не было проблем с подбором пинов. По крайней мере, именно так ремонтируется любая цепь в случае разрыва при эксплуатации.

    Соединение цепи при помощи специальных замковых звеньев SRAM PowerLink и KMC MissingLink

    Внимание! При разборке цепи нельзя выжимать штифты с обламываемыми носиками, так как при их установке, отверстия в щечках несколько увеличиваются, а данные штифты изнашиваются сильнее обычных. Их вторичное использование или использование стандартного штифта в этом месте приведет к тому, что вы достаточно легко порвете цепь.

    SRAM PowerLink, KMC MissingLink

    В отличие от Shimano, компании SRAM и KMC теперь продают цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink) для легкой установки на велосипед и снятия. От обычных замков односкоростных цепей данные замки отличаются типом блокировки: ведь в многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без выжимки цепи.

    Маркировка цепей

    Как же можно внешне определить, на какое число передач рассчитана та или иная цепь? В общем случае, для цепей Shimano можно дать следующую рекомендацию: если на цепи присутствует надпись Super narrow, то эта цепь рассчитана на 9 или 10 ведомых звезд, если просто Narrow – на 7-8 (6), если ничего – на меньшее количество.

    В последние годы Shimano производили цепи следующих типов: Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9 звезд, а с 2004 года и на 10, HG (Narrow HG) и IG (Narrow IG), предназначенные кассеты на 8 и 7 звезд. Иногда на самых дешевых велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano Tourney, также встречаются цепи UG-30 или UG-50 на 6-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, например IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например, PC-68: первая цифра говорит о классе цепи, вторая о количестве передач, в данном случае 8. Сейчас SRAM выпускает цепи на 9, 8, 6-8 и 1 ведомую звезду. KMC разделяет свою продукцию на цепи для 10, 9, 8, 7, 6 и 1 ведомой звезды. Их маркировка достаточно разнообразна (см. таблицу). К тому же, сейчас KMC по лицензии производит цепи IG-31, IG-51, HG-73 для Shimano.

    Маркировка цепей, присутствующих на рынке в 2009 году, собрана в следующей таблице:

    Цепи Shimano Количество
    передач
    CN-UG30 5-7
    CN-UG50
    CN-HG40 7-8
    CN-HG50
    CN-HG71
    CN-HG91
    CN-IG31 7-8
    CN-IG51
    CN-IG70
    CN-IG90
    CN-HG53 9
    CN-HG73
    CN-HG93
    CN-7701
    CN-5600 10
    CN-6600
    CN-7800
    Цепи SRAM Количество
    передач
    PC-1 1
    PC-7X
    PC-10 5-7
    PC-38 8
    PC-48
    PC-58
    PC-68
    PC-830
    PC-850
    PC-870
    PC-890
    PC-951 9
    PC-971
    PC-991
    PC-991 Hollow pin
    PC-991 Cross step
    Цепи KMC Количество
    передач
    Z1xx 1
    Z5xx
    Z6xx
    K7xx
    K9xx
    Z50 7-8
    Z51
    Z51RB
    Z72
    Z92RB
    X8-93
    X8-99
    Z99RB 9
    X9-73
    X9-93
    X9L-Silver/Gold
    X9SL-Silver/Gold
    X10-93 10
    X10L-Silver/Gold
    X10SL-Silver/Gold

    На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня – белые и блестящие (никелировка), высокого – серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтовато-золотистым отливом, обычно это цепи невысокого уровня. Цепи Rohloff вообще бывают всех цветов радуги.

    Своевременная замена цепей

    Цепь: определение износа

    О том, как правильно определить момент необходимый для замены цепи на новую, написано немало, поэтому я лишь кратко повторюсь. Главная идея заключается в том, что цепь изнашивается в 2-3 раза быстрее звезд кассеты, и в 4-6 раз быстрее звезд системы, если они изготовлены из стали – алюминиевые звезды иногда изнашиваются даже быстрее звезд кассеты. Это относится к случаю своевременной замены цепи. Если же цепь не поменять вовремя, до наступления критического износа, то сильно изношенная цепь начнет быстро "съедать" звезды кассеты, особенно звезды ваших любимых передач, и тогда вместе с цепью придется менять и ее, а в худшем случае и систему. Поэтому, для экономии средств, цепь необходимо менять несколько ранее, чем она окончательно износится, что позволит обойтись только заменой цепи. Подробнее об этом написано в статье "стратегии замены велосипедных цепей".

    Цепь: определение износа

    Как же определить, пора ли менять цепь или еще рано? Измерение ресурса цепи в километрах не корректно с точки зрения определения ее износа, ведь износ кроме пробега сильно зависит и от многих других факторов. В первом приближении, оценить износ цепи можно одев ее на ведущую звезду и оттянув с одной стороны рукой, как показано на рисунке. Если "дельта" превышает 3-4 мм – цепь может быть изношена. Но обычно, чтобы узнать насколько удлинилась цепь в результате износа в подвижных соединениях, используют хорошую жесткую линейку, штангенциркуль (второй рисунок), специальный калибр, какие выпускают Park Tool, Rohloff или специальный электронный измиритель, наподобие электронного штангенциркуля. Обычно измерение проводят на натянутом участке цепи в 24 звена (полузвена), длина которого для новой цепи составляет ровно 12 дюймов (полудюймовая цепь) или 304.8 мм. В теории, измерения проводятся при натяжении цепи усилием в 1% от усилия разрыва цепи, которое составляет от 1000 кгс для цепей под Старт-Шоссе до 2100 кгс для цепей KMC, т. е. 10-20 кгс. Приведенные в других источниках данные, на мой взгляд, иногда бывают несколько завышены, поэтому я привожу уточненные данные:

    Зависимость состояния цепи от ее удлиннения
    Удлиннение на
    24 звена, мм (%)
    Рекомендации по цепи
    0.0-1.5 (0.0-0.5%) Цепь в норме.
    1.5-2.5 (0.5-0.8%) Цепь пора менять.
    2.5-3.0 (0.8-1.0%) Новая цепь может проскакивать на некоторых передачах, но со временем приработается.
    3.0-X.X (1.0-X.X%) Новая цепь приработается нескоро: необходима замена и цепи, и кассеты.

    Эти данные касаются замены старой цепи на новую. Однако для повышения срока службы цепи, кассеты и звезд системы можно воспользоваться одной из стратегий замены велосипедных цепей.

    Если попытаться ответить на вопрос, цепи какого производителя лучше, а какого хуже, то можно лишь напомнить следующее. Во-первых, качество цепей меняется год от года, и, нередко, не в лучшую сторону. Во-вторых, цепи одного типа могут быть лучше у одного производителя, а другого типа у другого производителя. В третьих, имеет смысл сравнивать не названия цепей, а цены в своем регионе на конкретные модели цепей. Что касается моего субъективного мнения, то, пожалуй, производителей можно было бы распределить по снижению параметров цепей следующим образом: SRAM и Shimano, затем KMC. Причем, дорогие модели KMC вполне конкурентноспособны в сравнении с лидерами. Другими цепями я не пользовался, но много хороших отзывов можно услышать о цепях Rohloff или Wippermann, правда уровень цен на них – соответствующий.

    Источник: http://agbike.spb.ru/

    Категория: Оборудование и аксессуары | Просмотров: 7965 | Добавил: val13 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 2
    1  
    Захотел заменить цепь на велосипеде. Купил на базаре фирмы Taya. Но только она оказалась на несколько звьеньев длинее чем та что стояла до этого. Необходимо было ее укоротить, а выжымки нет.
    Взял дюбель, пластмаску с дырочкой, плоскогубцы, кувалду, гвоздик.
    Положил цепь на пластмаску, так что бы штифт цепи был как раз где дырочка, дюбель держал плоскогубцами (что бы не дать себе по пальцам), направил дюбель на штифт и пару раз дал кувалдой. Когда штифт несколько подвинулся, взял гвоздик в плоскогубцы и вытолкнул штифт полностью.
    Вот так я обошелся без выжымки :)
    Потом поставил замок (как выше на рисунке) на цепь, но не ту что шла в комплекте (два штифта крепились к одной половинке (не понял как ее замыкать)).
    Всем удачи, так что можно обойтись и без выжимки. Если есть возможность, перед началом процедуры потренеруйтесь на чем-то, что бы набить руку.

    2  
    Спасибо за совет cool

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Друзья сайта
    Черновицкий Клуб 4x4 Рейтинг: cайты о велосипедах
    Android OS - Samsung I5700 Spica
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    CeliaBibbog
    Сегодня нас посетили:
    CeliaBibbog, Jimmywrefs
    Последние комментарии
    Vintage pornography on video. So exciting!


    WATCH VINTAGE PORN HERE FOR FREE >...


    Этой ночью познавал контент интернет, неожиданно к своему восторгу обнаружил крутой ресурс. Вот посм...

    Сегодня днем серфил данные инета, неожиданно к своему восторгу открыл полезный сайт. Вот он: https:/...


    Copyright MyCorp © 2017Хостинг от uCoz