Стратегии замены велосипедных цепей
Андрей Григорьев
Как показывает практика, привод на современных велосипедах
изнашивается относительно быстро. Наверное, цепь – вторая вещь, которая
будет нуждаться в замене на новом велосипеде после тормозных колодок.
Быстрее всего в приводе изнашиваются цепи, медленнее ведомые звезды
(кассета) и ролики заднего переключателя, еще медленнее ведущие звезды
(звезды системы). Состояние роликов переключателя менее критично – их
можно заменить в любой момент вне зависимости от прочих компонентов.
Поэтому обсуждаться будут только цепи и звезды.
По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в
зонах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи не изменяется
на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь в свою очередь начинает
быстро изнашивать звездочки. И чем сильнее вытянута цепь, тем на
меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от
натянутой цепи. В результате, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи. Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает очень недолго.
Наиболее часто используемые звезды в кассете изнашиваются заметно
быстрее, чем остальные. Для выравнивания износа стоит пользоваться
разными передачами: если вы не используете весь диапазон кассеты, то,
возможно, стоит вместо кассеты горного велосипеда (11-32) взять
шоссейную (12-25).
Кроме того, трансмиссия байка обладает одной неприятной особенностью
– если вы меняете заметно изношенную, но еще работающую цепь, на новую,
та может начать срываться на некоторых (самых используемых) звездах. В
итоге придется протачивать звезды кассеты или менять ее целиком. Для
минимизации затрат на замену комплектующих, стоит применить одну из
следующих стратегий замены привода. Необходимо учесть, что приведенные
цифры приблизительны – они сильно зависят от веса велосипедиста,
интенсивности и условий использования велосипеда, класса оборудования.
-
Езда до полного износа
Это самый простой вариант. Если вовремя не заменить цепь, то через
3000-5000 км (для горных и гибридных велосипедов) придется менять не
только ее, но и кассету, а в худшем случае и звезды системы. Способ не
самый дешевый, но удобен тем, что не требует регулярной проверки
состояния привода. При появлении срывов цепи вы просто сразу меняете
цепь и кассету и, возможно, 1-2 звезды системы. Этот способ имеет смысл
применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.
-
Езда в три цепи (круговая замена цепей)
Можно купить 2-3 дополнительных цепи и через каждые 500-1000 км
менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным.
Равномерность износа желательно оценивать измерительными инструментами,
а не пройденным километражем, так как цепи могут работать в разных
условиях (грязь, смазка) и вообще быть разными (дешевая цепь может
растягиваться в 2-3 раза быстрее дорогой). Круговая замена цепей
позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий
срок службы цепей примерно на том же уровне, что и в первом случае. Т.
е. кассета и звезды системы проходят 10000-15000 км, а каждая цепь за
несколько «кругов» 3000-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае
использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно
с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.
-
Регулярная замена цепей
Если же на вашем байке стоит дорогая кассета и дорогая система с
алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем
стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды в этом случае
стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном
велосипеде не проходит 10000 км, имеет смысл регулярно менять цепи.
Причем, можно брать и не самые дорогие, но и не дешевые. Например,
через каждые 1000-2000 км ставить новую цепь, а старую выкидывать или
дарить своим заклятым друзьям. Главное – внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа.
Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь
кассете. Ориентировочно до 20000-25000 км. Алюминиевые звезды системы
могут в этом случае работать до 6000-15000 км, а стальные еще больше.
Еще один момент – по мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно
падает четкость переключения передач, а, сохраняя кассету в хорошем
состоянии и устанавливая новые цепи, вы получите четкую работу в
течение длительного времени. Возможно, в финале вы сможете отделаться
лишь заменой цепи, кассеты и одной звезды системы.
Выводы
При своевременной замене цепей второй и третий способы могут дать
заметную экономию средств по сравнению с первым. Разница между вторым и
третьим вряд ли будет велика, но третий способ может обеспечить более длительную четкую работу привода. В то же самое время, первый способ не требует постоянного контроля состояния цепи.
Регулярная чистка и смазка цепи может существенно продлить жизнь
трансмиссии вашего велосипеда. Использование привода состоящего из
дорогих комплектующих не принесет большого увеличения срока службы –
расходы на километр пути будут заметно выше, – но позволит снизить вес
байка и увеличить четкость работы привода. Источник: http://agbike.spb.ru/
|