Несмотря
на мрачные прогнозы пессимистов, предсказывающих упадок маунтинбайка
уже несколько лет, растет поголовье катающихся, увеличиваются надои,
собираемые веломагазинами с доверчивых граждан, и разводятся новые
породы байков. В этих условиях потенциальный байкер вынужден решать не
только нелегкую проблему выбора своего железного (алюминиевого,
карбонового...) коня, но и ломать голову над тем, какой стиль катания
ему выбрать. Кого-то манят горные просторы и он, отвалив кучу денег за
даунхильный аппарат, вскоре обнаруживает, что никаких гор вблизи нет, а
есть лишь устраиваемые иногда на невеликих спусках трассы, где
соревнуются между собой десяток-другой отечественных прорайдеров.
Другому достаточно небольшого пятачка во дворе, где он, навалив камней
и бревен, в компании подобных себе храбрецов смело преодолевает самим
же и воздвигнутые трудности.
Однако, по сведениям из достоверных
источников известно, что большинство продаваемых на сегодняшний день
байков предназначены для езды или гонок по пересеченной местности,
по-русски говоря "кросскантри".
Кросскантри как дисциплина в МТВ
представляет собой некую смесь велокросса (когда на переделанном
шоссейнике гоняют по земле и траве) и собственно маунтинбайка (который,
как известно, начинался не с гонок, а со скоростного спуска). Некое
количество гонщиков одновременно стартуют по размеченной трассе,
которая может пролегать по лесам, полям, оврагам и прочим элементам
природного ландшафта, и всеми силами стремятся прийти к финишу первыми,
что, к сожалению, обычно получается лишь у одного. Кросскантри называют
гонками в гору, так как спуски обычно пролетают незаметно и основное
время тратится на подъемы. Трасса не должна быть слишком экстремальной,
а перепады высот очень резкими, чтобы гонка не превратилась в сплошной
даунхил и апхил (крутые спуски и тяжелые подъемы). В то же время,
трасса не должна быть очень ровной, поэтому длина асфальтового покрытия
и перепады высот на профессиональных гонках строго регламентированы UCI
(Международным Велосоюзом).
В условиях российской
действительности не всегда есть возможность неукоснительно соблюдать
все правила, связанные с построением трасс, что в свою очередь дает
организаторам возможность проявить фантазию и смекалку при организации
гонок. Подыскиваются места, сооружаются препятствия в виде небольших
трамплинов, поваленных бревен и т. д. Поэтому, надо отдать должное тем,
кто, несмотря на все проблемы, добровольно берет на себя труд по
организации и проведению кросскантри-гонок у нас в стране.
Кросскантри
является самой силовой из всех дисциплин маунтинбайка, поэтому
спортсмены, жаждущие высоких результатов, должны развивать в первую
очередь выносливость. Многие профессионалы тренируются на шоссе и
велотренажерах. Если у вас нет такой возможности, то надо накручивать
километры на своем байке, гоняясь по окрестным лесам или паркам, а то и
ехать на велотрек и тренироваться там. Надо сказать, что выкуривающим
по две пачки в день и регулярно просыпающимся с тяжелого бодуна это
делать сложно, поэтому выбирайте: здоровый образ жизни (а это не
значит, что совсем нельзя веселиться) или больные легкие (печень) в 30
лет и полная невозможность проехать десяток-другой километров без
одышки сейчас. Кроме того, те, кто регулярно тренируются, сбрасывают
лишний вес, и этот фитнес-аспект тоже привлекает немало желающих
заняться гонками на байках. Вес вообще является одним из основных
понятий в кросскантри. Каждый гонщик всеми силами стремится облегчить
свой байк, покупая самые легкие и, как следствие, очень дорогие
компоненты (воздушные вилки, полые шатуны и т.д.) Однако следует
задуматься, стоит ли тратить лишние $100 для того, чтобы убавить 100
граммов от вашего байка, если есть возможность совершенно бесплатно
скинуть 5-10 кг с себя самого.
Обычно кросскантрийный байк
выглядит следующим образом: хардтейл, либо двухподвес с минимальным
весом и малым ходом подвески, передний треугольник рамы вытянут вперед,
длинный вынос, прямой руль с "рогами", узкое спортивное седло, высоко
поднятое над рамой, вилка с ходом до 80 мм, тормоза обычно V-break
(хотя иногда встречаются и дисковые, как например в модели Lее Cougan
Revenge). Отдельно хочется сказать про колеса, потому что начинать
облегчение байка нужно именно с них. Легкие обода, покрышки, спицы и
даже ниппеля дают большое преимущество при разгоне; так как основные
усилия гонщик тратит для того, чтобы раскрутить колеса. Соответственно
их легче и остановить при торможении. Это необходимо учитывать, т.к.
кросскантри - это не гонки на велотреке, где разогнавшемуся гонщику
только помогает инерция, на местности часто приходится притормаживать и
снова ускоряться.
Кросскантри, пожалуй, является самой доступной
их всех дисциплин маунтинбайка, здесь не нужно таких специальных
навыков, как в триале и даунхиле (хотя кое-что знать не помешает), да и
требования к байку и соответственно его цена не столь высоки.
Теоретически
в любительской гонке можно выступить на любом горном велосипеде, за
исключением может быть самых тяжелых двухподвесов, и побороться за
место на подиуме. В Америке и странах Европы на такие заезды собираются
тысячи участников и зрителей, которые привлечены не только возможностью
выступить в гонке, но и желанием пообщаться, на других посмотреть и
себя показать. В одном американском журнале был дан хороший совет для
начинающих выступать в кросскантрийных любительских соревнованиях: если
вы не заняли пьедестал почета, то не переживайте - полно народу, кто
даже не доехал до финиша, если вы не доехали до финиша, то тоже не
переживайте - так много байкеров, которые просто катаются и боятся
принять участие в соревнованиях, если вы не приняли участия в
соревновании, а просто приехали посмотреть, то тоже не переживайте -
полно бездельников, у кого даже нет сил подняться с дивана в выходной
день.
У нас, к сожалению, на гонку редко собирается более пяти
десятков участников и небольшого количества зрителей. С чем это
связано, сказать сложно, но, тем не менее, хочется надеяться, что
маунтинбайк и дальше будет набирать обороты, привлекая новых
сторонников не только как зрителей, но и как активных участников новых
гонок, которые, несмотря ни на что, будут продолжать проводить те, кому
это удается делать и сейчас.